- Сведения о помещениях
- Средства для воспитания и обучения
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательной деятельности
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
Общежитие и интернат в учреждении - не предусмотрено.
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
На данный момент дети с ОВЗ в МАДОУ детском саду № 31 «Алёнушка» - 37 человек.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
- Инвалиды с нарушением слуха
- Инвалиды с нарушением зрения
- Инвалиды с нарушением интеллекта
- Инвалиды на кресле-коляске
- Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
- Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте МАДОУ детский сад № 31 «Алёнушка»
- Автостоянка (места)для инвалидов- имеется.
- Пандус – имеется.
- Адаптированные лифты - отсутствуют.
- Раздвижные двери – имеются.
- Кнопка вызова персонала – имеется.
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - имеются.
- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МАДОУ № 31 «Алёнушка» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Оборудование территории, прилегающей к МАДОУ детский сад № 31 "Алёнушка" с учётом доступности для инвалидов
Комфортная зона отдыха (ожидания)
Навигация по зданию
Наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений
Соответствие требованиям санитарного состояния помещений в МАДОУ детский сад № 31 "Алёнушка"
Группа № 1
Группа № 2
Группа № 3
Группа № 4
Группа № 5
Группа № 6
Группа № 8
Группа № 9
Группа № 10
Группа № 11
Группа № 12
Группа № 13
Бассейн
Кабинет педагога-психолога
Кабинет учителя-логопеда группы № 8
Кабинет учителя-логопеда группы № 13
Музыкальный зал
Спортивный зал
Открытость и доступность информации об образовательной организации
I. Нормативные документы
- Конвенция о правах инвалидов;
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Российская Федерация федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 24 июля 1998 года № 124-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157;
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг.";
- Министерство здравоохранения и социального развития;
- ГОСТ Р 51261-99;
- ГОСТ Р 51671-2000;
- ГОСТ Р 52131-2003;
- Изменения-1-СП-59-133330-2012;
- СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605);
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений";
- Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 № 18529-08/ИП-От "О разъяснении статуса сводов правил-актуализированных СНиПов";
- Свод правил;
- "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Строительные нормы и правила Российской Федерации. СНиП 35-01-2001" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73);
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 "Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15";
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015гг Распоряжение РФ от 26.11.2012;
- Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2020гг.;
- Госпрограмма-Развитие образования 2013-2020 гг.;
- Программа "Доступная Среда";
- Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению.;
- Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал);
- Документы по доступной среде для ознакомления;
- Письмо Минобрнауки России от 31.08.2018 № ВК-2101/07 "О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении"
- Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 "Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому"
- Письмо Минобрнауки России от 19.08.2016 № 07-3517 "Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
II. Документы образовательного учреждения
- Паспорт МАДОУ № 31 "Алёнушка" доступность для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования
- Анкета к паспорту доступности
- План мероприятий (Дорожная карта)
- План мероприятий по формированию условий доступности обучения
- Адаптированная образовательная программа старшей логопедической группы
- Адаптированная образовательная программа подготовительной к